все о путешествиях
Блог

Путешествие по Польше: исторический, героический Гданьск

Гданьск, портовый город на Балтийском побережье Польши, поистине удивителен — и удивительно историчен. Начиная со средневекового Золотого века и заканчивая заголовками газет всего лишь нескольких десятилетий назад, здесь происходили большие события.

Гданьск — это место, где началась Вторая мировая война, и, как с гордостью скажет любой житель города, это родина «Солидарности», рабочего движения, которое привело к началу конца холодной войны.

все о путешествиях

Многие представляют себе этот город-труженик как пустырь с ржавыми, дымящимися верфями — но здесь есть на что посмотреть. Гданьск уступает только Кракову в качестве самого привлекательного направления в Польше и может похвастаться одним из самых живописных старых кварталов в Европе. Он становится все более популярным местом для круизов, ежегодно сюда заходит около 100 судов.

Гданьск на протяжении веков был связующим звеном с водными путями Европы — именно здесь главная река Польши, Висла, впадает в Балтийское море. Город издавна зависел от судоходства, поэтому неудивительно, что над живописной набережной реки до сих пор возвышается кран 15 века. Редкий пример средневековой портовой техники, огромный деревянный кран долгое время управлялся несколькими рабочими, карабкавшимися на гигантских хомячьих колесах. Используя только силу своих ног для приведения в действие шестеренок и шкивов, они могли поднимать до четырех тонн.

Лодки из Голландии приходили на берег реки с пустыми трюмами, но с грузом кирпичей для балласта. Торговцы заполняли корабли товарами для обратного путешествия, оставляя кирпичи позади. Расторопные польские строители использовали мелкие голландские кирпичи в зданиях, которые вы увидите вокруг (например, ворота, ведущие на городскую рыночную площадь).

Старый город — это жемчужина, в нем квартал за кварталом стоят церкви из красного кирпича и богато украшенные особняки. Это были дома богатых купцов Ганзейского союза, торговой федерации и общества взаимной защиты, которое доминировало в Северной Европе в конце Средневековья. Даже польские короли приезжали посетить этот зажиточный город и поглазеть на него по тому же маршруту, по которому сегодня ходят туристы — главная улица до сих пор называется «Королевским путем». Войдя через декоративные ворота старого города, я услышал, как один из моих попутчиков сказал, обращаясь ни к кому конкретно: «Это все равно что войти в яйцо Фаберже!».

все о путешествиях

Каждое красочное здание немного отличается от другого, поскольку гданьские мещане стремились как можно более творчески отобразить свое богатство. В те времена строения облагались налогом в зависимости от площади фасада, поэтому большинство домов строились тонкими и глубокими. Самые широкие дома принадлежали суперэлите (у которой были лучшие бухгалтеры).

Впечатляющий Королевский путь не всегда был оживленным и беззаботным. 1 сентября 1939 года Адольф Гитлер развязал Вторую мировую войну, обстреляв склад боеприпасов в порту города. Во время немецкой оккупации местные поляки были вынуждены строить военные подводные лодки (печально известные нацистские U-boats) на своих верфях. Когда в конце войны советские войска вошли в город, Гданьск сравнялся с землей, здание за зданием. Почти 80 процентов города было разрушено.

Историческая главная улица лежала в руинах, но местные жители упорно восстанавливали ее. Просеивая кучи обломков и пепла, они восстанавливали оригинальный кирпич и собирали дома заново. Сегодня экскурсионные катера перевозят любителей истории с набережной реки к Вестерплатте — месту, где в гавани прозвучали первые выстрелы войны.

К северу от центра города, по мере приближения к Гданьской судоверфи, очарование старой части города исчезает. Но для меня поход на верфь — это не осмотр достопримечательностей, а паломничество. Именно здесь разношерстная группа рабочих во главе с электриком, ставшим рабочим организатором Лехом Валенсой, выступила против коммунистического правительства.

Подумайте о храбрости этих поляков. В течение 18 дней протестующие стояли за главными воротами верфи, отказываясь уходить, пока не добьются от коммунистов беспрецедентных уступок, включая право на забастовку. Их действия вызвали волну забастовок и сидячих забастовок, которая распространилась по всему промышленно развитому северному побережью Польши.

все о путешествиях

Сегодня выдающийся музей в Европейском центре солидарности при верфи рассказывает захватывающую историю о том, как эти польские судостроители рисковали своей жизнью ради свободы. Я уверен, что Гданьск никогда не забудет ни своей истории, ни своих героев». Лех Валенса в конце концов стал первым демократически избранным президентом Польши, и у меня есть фантазия, что в следующий раз, когда я буду здесь, я встречусь со старым Валенсой, все еще бродящим по улицам города. Представьте себе — когда этот бывший электрик летает по всему миру, чтобы выступить с докладами, он отправляется через гданьский аэропорт имени Леха Валенсы.

Польша не входит в список желаний большинства путешественников по Европе, но те, кто ее посещает, обычно удивляются тому, как много очарования Старого Света сохранилось до наших дней, и вдохновляются стойкостью ее народа. Путешественников, которые добираются до Гданьска — с его соленым морским шармом, сверкающим Ганзейским кварталом и верфью, заставляющей задуматься, — город редко разочаровывает.